21 октября – EgyptHome.org. Судьями одного из главных судебных органов Египта — Государственного совета стали 98 женщин, 20 октября передает ИА Красная Весна со ссылкой на BBC Africa.
Сообщается, что 19 октября судьи приняли присягу перед главным судьей совета на мероприятии в столице Египта Каире.
Напомним, несколько месяцев президент Абдул Фаттах ас-Сиси призвал женщин присоединиться к двум основным судебным органам страны — совету и прокуратуре.
С момента своего создания в 1946 году Государственный совет состоял исключительно из мужчин и до сих пор активно отклонял кандидатов-женщин. В прошлые годы женщины выступали против решений совета, утверждая, что они подвергались дискриминации.
Отметим, во многих африканских странах принимают политику гендерного равенства. Так, в Эфиопии пришедший к власти в 2018 году премьер-министр Абий Ахмед при формировании правительства назначил на половину мест женщин.
Отметим, что женщины Египта (и не только самого Древнего!) были более свободны и независимы, чем женщины других стран того времени – не только Ближнего Востока, Азии, но и Европы: со средневековья до конца XIX века. Однако так называемое «равенство полов» в Древнем Египте отсутствовало — ибо согласно миропорядку, установленному Маат, жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами, восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от них внимания и уважения к себе.
Женщины Древнего Египта могли при желании получить образование. Для царских дочерей это было обязательным. Сохранились дощечки для письма дочерей фараона Эхнатона. А Сен-Мут, фаворит царицы Хатшепсут, был наставником её дочери Нефрура.
Может показаться удивительным, что не только дочери фараонов, но и простые домохозяйки умели читать и писать. О чем свидетельствуют бытовые записи, сделанные женщинами. Естественно, они были женами и дочерьми образованных людей. О распространённой женской грамотности свидетельствуют ироничные надписи Ступенчатой пирамиды, в которых говорится о литературных потугах женщины.
Женщина Египта имела возможность реализовать себя не только как хозяйка дома. Она могла быть официальным представителем своего мужа на время его отсутствия и имела право взять на себя ответственность за ведение его дела. Женщины Египта работали не только музыкантами, танцовщицами и плакальщицами, при желании и старании они получали профессиональные положения и должности, например, наблюдателей или управляющих.
Упоминания о женщинах-писцах встречаются во времена Среднего Царства и становятся более распространёнными в эпоху Нового Царства. Женщины-писцы служили при храмах, их нанимали в знатные дома для помощи хозяйке в управлении имуществом.
Женщинам также удавалось получить профессию врача. Первая в истории женщина-врач — Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.
Женщина могла быть жрицей, что поощрялось обществом, а также занимать храмовые должности по учёту имущества. В жреческой карьере женщины нередко удостаивались высшего жреческого титула Ур-т («возвышенная»).
Самые распространенные женские административные должности – должность «наблюдателя»: «Наблюдатель ткани» на ткацкой мануфактуре, «Наблюдатель за танцовщицами», «Наблюдатель за прислугой», «Наблюдатель за имуществом». В данном случае женщины выступали в роли организаторов. Иногда египтянки достигали высокого административного статуса при дворе фараона. Например, женщина по имени Небет занимала положение «правой руки» фараона подобно визирю, но также известно, что свои должностные обязанности она выполняла при помощи мужа. При дворе женщины могли получить должности распорядителей и казначеев.
Перед законом женщины имели равные права с мужчинами. Египтянки могли унаследовать имущество, покупать и продавать недвижимость. Женщина могла заключать контракты, быть истцом в суде, брать взаймы. Ей позволяли жить как единоличной владелице имущества без мужчин-опекунов. В других странах древнего мира мужчины сильнее доминировали над женщинами.
Доходы, приобретенные в браке совместно, были формально разделены — жена имела право на свою долю от общих семейных доходов. Она могла передавать своё имущество по наследству кому пожелает.
«Я — свободная женщина Египта. Я вырастила восемь детей и обеспечила их всем необходимым для начала их взрослой жизни. Но теперь я постарела и созерцаю, что мои дети не заботятся обо мне больше. Поэтому я передам мою собственность тем, кто позаботились обо мне, и не дам ничто тем, кто пренебрегли мной» (Завещание Наунахт)
Египетский закон защищал жён от жестокого обращения. Если муж, избивая, причинил жене увечье, его ждало наказание. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, а в случае нарушения клятвы он получал сто палочных ударов и лишался права на совместно приобретенное имущество. Этим иногда пользовались корыстные жены, обращаясь к судебным властям, они получали долю имущества, принадлежащую мужу.
Египетские женщины вели довольно свободную жизнь. Они не были феминистками, но имели своё положение в обществе. Египтянка помогала своему мужу в управлении домашним хозяйством, могла работать и учится. Она жила подобно своей матери и бабушке согласно закону Маат, оставаясь слабой женщиной.