Все последние дни, приближавшие нас к победе революции в Египте, мне не раз приходилось отвечать на вопрос виртуальных "друзей": «Ты правда считаешь, что народ что-нибудь решает?». Но всегда отвечать с опаской, поскольку было не понятно, кто сыграет финальный аккорд .
Сегодня, после объявления об
отставке Мубарака, у меня в голове окончательно сформулировалось понимание того, почему эта революция называется народной и войдет в учебники мировой истории.
Народная революция противопоставлена дворцовым, военным и прочим переворотам и «верхушечным революциям» по принципу массовости. В Египте народную волю выражали на протяжении 18 дней миллионы. Никто не сможет ответить, сколько их было, этих миллионов. В разные дни на площади Тахрир в Каире собиралось от десятков тысяч до 2 миллионов человек, в то же время в других частях столицы Египта и других городах страны могло быть еще порядка 1-2 миллионов протестующих. Власти постоянно мониторили ситуацию, собирая информацию о численности и действиях толпы с воздуха, именно для этого все дни противостояния над крупными городами летали вертолеты.
Не осмелюсь вступать в дебаты о том, какие международные политические силы и как способствовали началу выступлений, и какие страны извлекут пользу из победы революции в Египте, а какие, возможно, пострадают. Не берусь, потому что убеждена, что истину о теневых участниках, их целях и процессах любого исторического события в лучшем случае могут узнать внуки его очевидцев.
Но ключевую роль в победе революции в Египте сыграло то, что отставка президента Мубарака и смена его режима в первую очередь стали целью преобразившейся египетской нации. Проще говоря, да, я считаю, что в данном случае люди многое решили.
Свидетелям сегодняшних событий, которые смотрят на Тахрир с Запада, сложно поверить, что эту революцию сделали люди. Мы найдем тысячи аргументов, чтобы доказать, что кто-то решил это за них. Почему? Потому что в глубине души мы им завидуем, мы тоже так хотим, но никогда не сможем. Чтобы эта народная революция произошла в начале 21 века, чтобы все случилось именно так, в данный исторический момент в этом конкретном государстве, сыграли в унисон сразу много факторов.
1. Магия чисел. Миллионы. Что с ними может сделать Мубарак? Что с ними может сделать Обама? Безоружные, мирные и готовые упортствовать в своем требовании до конца. Если бы их было сто, тысяча – таких благородных борцов за светлое будущее, - их можно было посажать, расстрелять, объявить вне закона, сектой безумцев... Но их оказалось слишком много.
2. Менталитет. Специфика египетского общества.
Несмотря на не совсем справедливую приставку «твиттер-революция», несмотря на интернет, мобильную связь и другие достижения человечества, в 21 веке египетское общество сохранило специфику, которая позволяет всем им, мусульманам и христианам, крестьянам и топ-менеджерам ближневосточного направления Google называться египтянами. Прожив в Египте не один год, мы никогда не поймем до конца, из чего складывается их самоидентификация, мои наблюдения не претендуют на глубину проникновения в их менталитет, но очевидно, что
а) египтяне очень гордые, иногда до болезненности, причем вне зависимости от того, имеет ли человек основания чем-то гордиться или нет; гордые египтяне не принимают компромиссные решения президента одно за другим, их гордый президент отказывается уйти с достоинством. Нашла коса на камень. Сухие двухминутные сюжеты, которые наверняка смотрели те, кто уверен, что люди ничего не решают, не могли передать эмоционального накала и конфликта, когда каждый египтянин вдруг ощутил, что Мубарак нанес ему личное оскорбление.
б) иррациональное. Я все пишу, что в один голос, убежденно. Но это было не совсем так, не все эти 18 дней так и не для всех так. Они слушали разноречивую информацию по государтсвенным и спутниковым телеканалам и их настроение менялось каждые полчаса; они слушали обращения Мубарака, уходили с площади в задумчивости, а может быть, он не такой уж и негодяй, не зря же он был «отцом нации» вот уже 30 лет. Потом они думали, что лучше было жить в мире и спокойствии на доллар в день, чем в хаосе, неизвестности и совсем без работы. Все это время они не знали, что думать, кому верить, поэтому следовали своим чувствам. Этим иррациональным, смешанным не может управлять никакая власть, она просто не знает, с какой стороны и с какими аргументами подступиться.
Мубарак допустил большую ошибку, натравив на демонстрантов своих так называемых «сторонников». В глазах египтян братоубийство – трагедия, которой они никогда не могли бы простить Мубараку. Чувство горькой обиды на «отца», который в своих интересах стравил «детей» одного отечества нельзя было побороть никакими уступками и обещаниями.
в) бесстрашие египетских женщин и детей. Вы бы взяли своего грудного ребенка на площадь, набитую людьми под завязку и безостановочно скандирующую какие-то лозунги, когда конфликт в любой момент может перейти в стадию кровопролития и деструкции? В сюжетах по телевизору я видела на Тахрире много родителей, которые детей взяли. Но постоянное присутствие женщин и детей среди протестующих было знаком народной революции, которую в 21 веке никакое правительство не посмело бы задавить под гусеницами танков.
г) слишком много тех, кому нечего терять, кроме потертых джинсов. Молодое поколение, родившееся при Мубараке, по-прежнему живет в системе координат, в которой их воспитали родители. В этой системе им нужно состояться, а это значит, заработать на квартиру/дом, сыграть шикарную свадьбу и обеспечивать многодетную семью с неработающей женой. Так вот, слишком большой процент молодых людей, получивших образование, оказались без малеейшего шанса состояться с этой системе координат.
3. Власть не нашла козлов отпущения
Главным феноменом египетской революции стало отсутствие политических лидеров у миллионной толпы протестующих. Случилось так, что власть имела дело не с оппозиционной партией, не с шайкой головорезов, которые решили устроить переворот (с теми и другими можно либо худо-бедно договорится, либо задушить их силой). Но тут власти противостояла неуправляемая и непредсказуемая для самой себя сила – толпа, состявшая их людей разных религий, разных поколений, разных социальных слоев общества. Эту толпу объединила только национальная самоидентификация и желание противостоять олицетворению всех недостатков тридцатилетнего режима – Хосни Мубараку.
4. Климат. Да, в исходе противостяния может сыграть ключевую роль даже такой далекий от политики фактор. Мубарак пытался тянуть время, не имея возможности применить к протекстующим силу, он надеялся сломать их волю. Представьте себе, сколько отважных борцов за свободу простояли бы 18 суток на Красной площади в середине февраля?
Гутникова Анастасия, EgyptHome.org
Интересное на EgyptHome.org: