13 октября – EgyptHome.org. Розеттский камень, найденный в конце XVIII века в Египте, стал ключом к разгадке секретов древнеегипетской письменности. Сотни лет учёные не могли понять значения иероглифов, но в 1822 году французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон сделал прорыв.
Британский музей в Лондоне посвятил новую выставку 200-й годовщине этого события. Об этом сообщает New Tang Dynasty Television.
Илона Регулски, куратор выставки: «Долгое время иероглифы считались символами, которые имеют магическое значение и содержат тайные знания. Это представление жило в Средние века, эпоху Возрождения и даже в XVII столетии».
После расшифровки учёные поняли, что иероглифы – это письменность, а не просто картинки. Помог в этом Розеттский камень. На нём выгравированы три похожие по смыслу текста. Один начертан египетскими иероглифами, второй – египетским демотическим письмом, то есть упрощённой скорописью. Третий текст – на древнегреческом языке, который хорошо известен учёным. Именно он позволил найти разгадку.
Илона Регулски: «Мы наконец смогли прочитать множество письменных материалов, оставленных древними египтянами. Это и небольшие записи на клочках папируса, и монументальные иероглифы на стенах гробниц и храмов».
Открытие помогло получить лучшее представление о правителях Древнего Египта, а также о простых египтянах, о том, как они жили, как воспринимали мир, какой была их литература.
240 экспонатов выставки описывают процесс раскрытия секретов древнеегипетского языка, начиная от неудачных попыток и заканчивая открытием Шампольона. Экспозиция включает исторические предметы, которые редко выставляют на обозрение публики.
Напомним, что недавно мы сообщали о том, что выдающиеся египетские археологи возобновили призыв к возвращению Розеттского камня из Британского музея в Египет. Онлайн-кампания археологов собрала 2 500 подписей и направлена на то, чтобы «рассказать египтянам, что у них отняли», сказала Моника Ханна, исполняющая обязанности декана Археологического колледжа в египетском городе Асуан.
Египетские археологи и ранее призывали к его возвращению, но теперь надеются, что растущие попытки западных музеев вернуть артефакты, вывезенные из стран, находящихся под колониальным господством, помогут их делу.