12 мая – EgyptHome.org. Каннский фестиваль изменил свою репертуарную политику. Отборщики отказали многим каннским фаворитам, известным мастерам, чьих картин все ждут. И наполовину программу конкурса заполнили именами или малоизвестными, или неизвестными вовсе. Об этом пишет «Российская Газета».
Критики отмечают деградацию некоторых знаменитостей, все же попавших в конкурс. А так же с изумлением открывают новые резервы в мировом кино. Например, талант АБ Шоки из Египта, представившего в конкурсе свой дебютный фильм "Судный день".
Автор фильма углубился в предельно неэстетичный мир мусорных свалок и людей, брезгливо отвергнутых обществом. Героя картины - изуродованного проказой человека по имени Бешей с провалившимся носом, уродливо изогнутыми пальцами и глазами-щелочками - играет настоящий обитатель лепрозория Ради Гамаль. Он владеет там маленьким кафе, продает чай, кофе и сигареты. У героя есть малолетний приятель по прозвищу Обама. Его также сыграл реальный уличный мальчишка десятилетний Ахмед.
Превращая в актера человека, который с детства сторонится общества, автор добивается ошеломительного результата. Такой Египет мы видим едва ли не впервые: вдали от больших городов, пустынный, где одиноко высится пирамида и среди песков в одиночестве бродят разрозненные обитатели.
По мнению критиков, это в какой-то степени "дорожное кино": Бешей отправляется в путешествие в поисках своих родственников, Обама тайком увязывается за ним. Их везет на утлой телеге белый ослик, который вскоре умрет, оставив путешественников без последней надежды. Их принимают за бродяг, за ними постоянно увязывается полиция, их опасаются, женщины спешат увести детей подальше от "заразного".
"Я - человек!" - истошно кричит доведенный до отчаяния Бешей, и этот крик нового Квазимодо долго будет звучать в памяти зрителей. Все согревает сыновняя преданность Обамы своему диковинному покровителю, а потом - и понимание встреченных ими товарищей по беде: калек, безногих, таких же отвергаемых всеми аутсайдеров.
"Мы уже никогда не станем такими, как все. Но в одно я верю: когда-нибудь на судном дне мы снова все будем равны", - признается калека.
Эта редкая картина об уродах и отщепенцах пополняет ряд современного гуманистического кино о "непохожих", "меньшинствах" и их праве на свою долю человеческого счастья.