25 августа – EgyptHome.org. Мир удивительно многообразен в образах и соприкосновениях древности и современности, а отдельные линии связей поражают вечной красотой и изысканностью.
Вот живой пример: в конце нынешнего августа в российском городе Иркутск открывается Первая академическая выставка эмали, знаменательное культурное мероприятие будет организовано в залах арт-галереи DiaS, где предоставляется возможность увидеть работы художников-эмальеров Урала, Сибири и Дальнего Востока, в организации принимает участие РАН.
По данным издания «Глагол. Иркутское обозрение», посетившие выставку иркутяне и гости города смогут насладиться эксклюзивными творениями мастеров из Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Красноярска, Комсомольска-на-Амуре и других российских городов.
Разумеется, мы представляем себе, что такое эмаль хотя бы даже в виде эмалированной посуды, но сейчас вспомним о теме подробнее.
Согласно общим сведениям, эмаль – тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.
Начало этому виду человеческой изобретательности было положено в Древнем Египте еще задолго до начала нашей эры, когда жители расположенной на побережье Нила североафриканской страны занимались, помимо бытовых дел, ювелирным творчеством.
Египтяне с незапамятных времен передавали из поколения в поколение мастерские приемы изготовления браслетов, серег, ожерелий с использованием золота, серебра и различных камней.
Одно из древнеегипетских «новшеств» – эмаль, когда мельчайшие кусочки разноцветных материалов плотно вкладывались в гнезда из тонких металлических пластинок, а потом укреплялись в нужных местах методами высокотемпературной обработки.
В изготовлении эмалевых изделий прославились также византийские мастера, создававшие два варианта – как бы простой (на поверхности металла делались углубления с последующим наполнением их цветным стекловидным порошком) и перегородочный (на металл накладывалась проволока по рисунку для заполнения порошком из стекла отдельных фрагментов общего сюжета).
В любом варианте далее следовало изобретенное ранее древними египтянами воздействие на изделие высокой температуры для спаивания объемного рисунка и для придания изделию особой прочности.
Известно о том, что в Европу, Китай и Японию техника эмали пришла в разные годы первого тысячелетия нашей эры, при этом сложность технологического процесса предполагает наличие опыта и даже интуиции у каждого мастера, посвятившего себя такой трудоемкой деятельности.
Существуют не менее семи видов эмалей, в их числе ювелирная эмаль выделяется как высшее проявление творческих способностей художника.