24 января – EgyptHome.org. Мировые СМИ (Financial Times, Washington Post, Der Standard, AFP, Al-Monitor) пишут об углубляющемся социально-экономическом кризисе в Египте, который грозит дестабилизацией обстановки во всем ближневосточном регионе.
По мнению австрийской журналистки-востоковеда Гудрун Харрер, страна стоит на краю пропасти. Галопирующая инфляция, дефицит продуктов и обнищание населения могут привести к повторению событий 2011 года, когда был свергнут режим президента Мубарака.
Египет – крупнейший импортер пшеницы в мире, и несомненно, что конфликт на Украине стал триггером для резкого скачка цен на хлеб и подсолнечное масло. Украина и Россия были в последние годы главными поставщиками пшеницы и подсолнечного масла – базовых продуктов питания. Также в результате событий на Украине и антироссийских санкций подорожало топливо. Египтяне жалуются, что даже дешевая уличная еда выросла в цене за последний год в два и даже три раза.
Проблемы для жизненно важной туристической отрасли начались еще раньше – с началом эпидемии COVID-19 в 2020 году, поток туристов так и не вернулся к доковидным показателям.
Вместе с тем аналитики уверены, что кризис в значительной степени вызван неправильными действиями египетского руководства в экономической области. В частности, лично президент Ас-Сиси инициировал дорогие и престижные мегапроекты. В их числе – строительство новой столицы в пустыне с привлечением китайского капитала, расширение Суэцкого канала, крупные закупки вооружений и строительство АЭС. Все эти проекты не принесли пока ожидаемой отдачи, а новые геополитические обстоятельства усугубили и без того тяжелое финансовое положение страны. Наблюдатели указывают и на такие проекты далеко не первой необходимости, как строительство или реновация тысяч мечетей с целью поддержания "религиозной морали". В то же время, опасаясь дефолта, глобальные инвесторы спешно выводят миллиарды из теряющей стабильность страны.
Экономический кризис, стремительная девальвация египетского фунта (минус 50% к доллару с марта 2022 года) и инфляция (свыше 100%) ударили не только по самым бедным египтянам, но и по среднему классу. Всего за чертой бедности оказалось 60% египетского населения, которое составляет свыше 100 млн человек, и это грозит социальным взрывом. Даже горожане, занятые в частном секторе и получающие 4 тысячи фунтов (200 долларов) в месяц, не могут прокормить семью на эти деньги и обращаются за социальной поддержкой к властям. Для египтян, особенно образованных, единственной альтернативой становится эмиграция. Счастливчики находят работу в странах Персидского залива, а самые отчаянные нелегально мигрируют в Европу – по средиземноморскому либо балканскому маршруту. За границей уже находятся миллионы египтян, а их переводы составили около 32 млрд долларов в 2021-2022-м финансовом году.
В этих условиях правительство Египта получило кредит в три миллиарда долларов от МВФ, но на достаточно тяжелых условиях. Банк требует жестких мер экономии с целью обуздания инфляции, а также структурных реформ, прежде всего приватизации госкомпаний, принадлежащих египетской армии. Они являются системообразующими для экономики страны, на них основана реальная власть президента Ас-Сиси.
Армии принадлежат не только строительные, сталелитейные и агропромышленные компании, но также отели и супермаркеты, а военные подрядчики получают самые выгодные заказы – в ущерб частным предпринимателям. Действующие и бывшие офицеры входят в советы директоров большинства компаний страны. Частично эта ситуация объясняется исторически высоким статусом армии в египетском обществе. После военного переворота 2013 года, когда армия отстранила от власти президента-исламиста Мохаммеда Мурси, альтернативы армейскому корпусу в стране не было. В последние годы роль военных еще более усилилась, и свои позиции в экономике они просто так не отдадут.
Аналитики считают, что военные прибегнут к уловкам, чтобы избежать проверок и серьезного международного аудита их деятельности со стороны международных финансовых институтов. Президент Ас-Сиси уже неоднократно объявлял о выходе на биржу подконтрольных армии государственных компаний, но каждый раз ничего не происходило.
Мощная исламистская оппозиция загнана в подполье. Чтобы предотвратить социальные волнения и теракты, периодически организуемые "Братьями-мусульманами", египетские власти ввели жесткий полицейский режим, любая форма протеста подавляется. Призывы западных стран и международных организаций к "демократизации" упорно игнорируются, и это имеет свои основания. События "арабской весны" 2011 года, когда был свергнут режим Хосни Мубарака, продемонстрировали, что время для расширения гражданских свобод еще не наступило.
В целом, во внутренней политике Египта складывается патовая ситуация: монополию армии отменить невозможно, но углубляющийся кризис требует срочных и радикальных реформ. Между тем только в 2022 году обслуживание внешнего долга составило 42 млрд долларов, а общая задолженность выросла втрое и превысила 157 млрд долларов. Валютные запасы страны сокращаются, банки ввели ограничения на снятие денег с валютных счетов и повысили плату за обслуживание кредитных карт. По оценке рейтингового агентства Moody’s, Египет с населением в 104 миллиона человек входит в число пяти стран мира, наиболее близких к дефолту по внешней задолженности.
Обозреватели отмечают, что перед лицом грозящих проблем руководство Египта и лично президент Ас-Сиси сохраняют спокойствие, граничащее с беспечностью. Недавно Ас-Сиси посоветовал египтянам "перестать хныкать" и перейти на режим экономии, а в случае необходимости отказаться от обеда. Он напомнил, что сподвижники пророка Мухаммада в тяжелых ситуациях не брезговали есть листья деревьев. Однако в нынешних условиях многие египтяне не в состоянии покупать даже хлеб для своих детей.