31 августа – EgyptHome.org. В Египте на уровне Министерства памятников древности и культурного наследия АРЕ принято решение провести реставрационные работы Большого Сфинкса, о чем сообщил руководитель ведомства Мамдух ад-Дамати.
Напомним, знаменитая древнеегипетская скульптура расположена близ Каира на плато Гиза рядом с пирамидами Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина).
Большой Сфинкс высечен из монолитной известковой скалы и имеет размеры: 72 метра (максимальная длина), 20 метров (высота) и 11,5 метра (ширина средней части).
По имеющейся информации, сейчас египетские специалисты планируют в течение двух ближайших месяцев обследовать общее состояние памятника, очистить его от загрязнений, укрепить по результатам анализа отдельные части и в заключение обработать всю скульптуру раствором оксида кальция, который со временем превратится естественным путем в защищающий слой карбоната кальция.
Кроме того, реставрация монумента, которая осуществляется приблизительно один раз в десятилетие, предусматривает тщательную проверку всех систем обслуживания древнего изваяния как туристического объекта, в частности состояние электропроводки и осветительных приборов.
О Большом Сфинксе существует множество разнообразной информации, включая предположения и легенды о его возрасте и происхождении.
При этом мы воспользуемся в данном сообщении сведениями из книги «Их величества пирамиды», написанной в 1977 году известным словацко-чешским исследователем древней истории, переводчиком и автором научно-популярных работ Войтехом Замаровским, который жил и трудился с 1919 по 2006 год.
По мнению Войтеха Замаровского, впервые о Большом Сфинксе упомянул не древнегреческий историк, автор полномасштабного исторического трактата «Истории» Геродот, как думают многие, а автор «Естественной истории» Плиний, который жил позже Геродота, а во времена Геродота Сфинкс, вероятнее всего, был «по уши засыпан песком».
Замаровский отмечает, что «сфинкс» – действительно греческое слово, но египетского происхождения, в понимании греков сфинкс был чудовищем, а у египтян «это была статуя правителя или бога, чью силу символизировало львиное тело».
Приведем полностью следующую выдержку из книги:
«Окрестные арабы называли статую «Абу`л Хол» – «Отец ужаса», филологи выяснили, что это народная этимология древнего «Хорун». За этим названием скрывалось несколько еще более древних, и в конце цепочки стояло древнеегипетское Хоремахет (по-гречески Хармахис), что означало «Хор на небосклоне».
Хором назывался обожествляемый правитель, а небосклоном – место, где после смерти этот правитель сливался с богом солнца.
Полное название означало: «Живой образ Хафра».
Итак, Сфинкс изображал царя Хафра с телом царя пустыни и с символом царской власти, то есть Хафра – бога и льва, стерегущего пирамиду».
Далее Войтех Замаровский повествует о том, что надпись у ног (лап) Большого Сфинкса подтверждает, что он был создан еще при жизни фараона Хафра, а возраст статуи превышает 4500 лет.
По некоторым сведениям, первым приказал раскопать Большого Сфинкса фараон Тутмос IV в конце XV века до нашей эры.
Позже Сфинкса вызволяли из песков саисские правители в VII веке до нашей эры, а в следующий раз – римский император Септимий Север в начале III века уже нашей эры.
Однако песок пустыни с помощью ветра периодически скрывал статую, но в новые времена Большого Сфинкса откопал в 1818 году итальянский археолог и египтолог Джиованнни Кавилья, а немалую сумму на это мероприятие в количестве 450 фунтов стерлингов ему дал знаменитый египетский правитель того времени Мухаммед Али.
Тем не менее, Сфинкса снова засыпали пески, и в 1886 году памятник вызволил из природного плена французский египтолог Гастон Камиль Шарль Масперо, а после него это сделала в 1925 – 1926 годах египетская Служба древностей, при этом работами руководил французский архитектор Эмиль Барэз.
Печально, что самый большой ущерб уникальному творению древних египтян нанесли не ветер и песок и не время, это сделали малообразованные люди – в XIV веке образ Сфинкса покалечил с помощью долота какой-то шейх, который желал услужить пророку Мухаммеду, запрещавшему изображать человеческое лицо.
В средние века свою постыдную лепту в дело надругательства над Сфинксом внесли воины касты мамелюков – они использовали голову бесценной статуи в качестве тренировочной мишени для своих пушек.
В память о талантливом и беспристрастном исследователе Войтехе Замаровском мы завершим это сообщение еще одной выдержкой из его увлекательной и тщательно подготовленной книги:
«Но, несмотря на разрушительную силу времени и пустыни, несмотря на религиозный фанатизм и не слишком почтительное отношение мамелюков к памятникам культуры, Большой Сфинкс все еще стоит и сторожит некрополь в Гизе. И это великолепное произведение Древнего Египта будет стоять до тех пор, пока будут стоять сами пирамиды».