Арабская музыка прошлых столетий

12.06.2012

Принять считать, что арабская музыка – это музыка не только арабов, но и представителей других национальностей, населявших в древности Ближний и Средний Восток, Северную Африку и Юго-Западную Европу.

В давние времена очагом арабской культуры, и музыки в том числе, была северная часть Аравийского полуострова.

Ощутимый подъем арабской культуры начался после объединения арабских племен и принятия ислама, как единой религии, которая возникла, как известно, в VII веке.

Арабская музыка явилась продуктом ассимиляции арабского искусства с культурой покоренных народов после образования единого мусульманского государства – халифата, образование и расцвет которого датируются VII – IX веками.

Традиционная арабская музыка передавалась из поколения в поколение изустно.

Ранний период арабской музыки называют бедуинским, для него характерно слияние поэзии и музыки. Древним певцам, которых называли шаирами, приписывали магические силы, а исполнявшиеся ими песни считались пророческими. Почти всегда песни представляли собой эпические сказания.

Музыкальные жанры

В те далекие времена уже существовали песенные жанры. К основным из них относятся заплачка или траурная элегия (марса), похоронная песня (маратхи), песня мести (сар), песня-вызов на битву (урджуза), хвалебная песня (мадх), сатирическая песня (хиджа), песня погонщиков верблюдов (хида), песня конных наездников (хабаб), свадебные и танцевальные песни (ракш).

Бытовали также песни политического содержания и песни-справочники. Содержанием последних являлось перечисление названий мечетей, ремесел, звезд, ветров и прочее.

Особенно популярным и интересным был жанр музыкальной жалобы (атаба), представляющей музыкальный диалог, в котором сольный речитатив чередовался с коротким ответом.

Музыкальные инструменты

Набор музыкальных инструментов того временного периода нельзя назвать очень богатым, тем не менее, в нем присутствовало определенное разнообразие.

Наиболее широко музыкантами использовались лютня – мизхар, однострунная скрипка – ребаб, двенадцатиструнный прототип арфы – мизаф, разнообразные по форме и звучанию бубны – дуфф, тар, бендир и очень любимая женщинами лютня с длинным грифом – танбур.

Среди ударных инструментов известны также барабаны – кус и дарбука.

В более поздний период музыканты большое предпочтение отдавали также духовым музыкальным инструментам, среди которых открытая продольная флейта – госба, инструмент наподобие гобоя – райт, примитивная флейта – най и другие.

Сделать музыку более глубокой и колоритной помогали также разнообразные литавры.

Развитие музыкальной культуры

Для раннего периода творчества арабов характерно исполнение музыкальных произведений в основном женщинами-певицами, которых называли мучаннийа. Зачастую профессиональными музыкантами являлись рабы.

Позже музыкантам стали покровительствовать представители династии Омейядов, находившейся у власти с 661 по 750 год. В их дворцах в Дамаске были почитаемы музыканты, художники, поэты и люди иных творческих профессий.

Музыкальная культура продолжала развиваться и в период правления династии Аббасидов (750 – 847 годы).

Большим уважением пользовался Ибн Мусаджих, трактаты которого содержат первые основы арабской музыкальной теории. Известным последователем Ибн Мусаджиха стал его ученик Муслим Ибн Мухриз. Считается, что Ибн Мухриз разработал особую ритмическую форму, которая прочно укрепилась в арабской музыке более позднего периода.

Постепенно начали создаваться теоретические музыкальные труды. Известными музыкантами-профессионалами того времени были Ибрахим аль-Маусили (Ибрахим Мосульский) и его сын Исхак Мосульский, а также их ученик и последователь Ибн аль-Мунайджим.

В числе многих ученых, посвятивших свои труды музыкальной теории ритма, чаще других называют Авиценну (Ибн Сина) и Аль-Фараби.

Взлеты и падения политических систем арабского мира безусловно отразились на творчестве арабских музыкантов многих поколений. Однако, каким бы влияниям не подвергались музыкальные течения, возникавшие в различные времена, для арабской музыки остаются характерными мелодичный распев и уникальные ритмические особенности.

По мнению профессионалов, ритмы в арабской музыке являются сложной взаимозависимой системой, но их истоки идут из пяти основных бедуинских ритмов – такиль тани, такиль авуаль, махури, хазадж и рамаль.

Многие ученые-музыковеды считают, что для арабской музыки характерна полиритмия, в которой всегда можно выделить сильный, тяжелый удар и слабый, легкий удар.

Арабская музыкальная культура прошлых столетий оказала огромное влияние на музыкальные направления европейской музыки, включая творчество известных европейских классиков. 


Количество показов: 3277
Автор:  Наталья Набережная, EgyptHome.org

Возврат к списку


Новые объявления

Новые вопросы о Египте

Я гражданка РФ. Собираюсь выйти замуж за Египтянина. Подскажите пожалуйста. Имеет ли мой муж права наследования моего имущества в РФ.

Возможно ли ребенку, имеющему гражданство Беларуси, сделать египетское гражданство?

Подскажите, где сделать коррекцию нарощенных (и/или наращивание) волос в Шарм эль шейхе?

Хотелось узнать , есть ли в хургаде работа горничных в отелях или в частной квартире.Работа для женщины.

Как пригласить граждан Египта в Беларусь?

Хочу уехать в египет работать на любую работу с любой зарплатой. Как это можно реализовать?

Если ребенок от мужа египтянина родится на родине матери,он не сможет потом учится в простой египетской школе?

Можно ли россиянке иметь двойное гражданство?

Как пригласить египтянина в Россию?

Правда ли, что в Шарме весь берег в кораллах и поэтому с детьми лучше ехать в Хургаду?

Цены на отдых в Египте в октябре 2015 года
Отдыхать в Египте всегда приятно, но октябрьская погода делает курорт по-настоящему "золотым"
Какая погода в Хургаде в октябре 2015 года
В этот период отдыхающих еще мало, а погода все еще радует своими комфортными условиями
Цены на отдых в Египте в ноябре 2015 года
Даже близость зимы не способна снизить дневную температуру ниже уровня комфорта, и Красное море ждет туристов ничуть не меньше, чем летом.